С тем, что наш народ очень талантлив, спорить никто не станет. Многие россияне на выдумки хитры — такое могут изобрести, сконструировать или сочинить! И при этом, часто даже не задумываясь о том, что являются авторами чего-то нового, что обладают правами на авторство, и что эти права нуждаются в защите. Например, изобретатель шурупа-самореза вмиг обогатился, а человек, соединивший карандаш с ластиком, через год стал миллионером.

Может быть, у людей на западе мозги лучше устроены, чем у нас? Да нет же. Просто они умеют пользоваться существующими законами лучше, чем мы.

А тем временем плагиат, то есть присвоение плодов чужого труда (изобретений, разработок, произведений искусства и литературы, а также идей), в нашей стране приобрёл невиданный размах. Что такое собственность, никому объяснять не надо, если это касается всего материального. Но вряд ли кто-нибудь навскидку сможет хоть что-то сказать о том, что такое «интеллектуальная собственность».

Я уже не раз слышал о случаях странного, а то и извращённого толкования этого понятия. Вот довольно свежий пример: мой хороший знакомый уволился. Работа у него была творческая, но ни о каких правах на авторство он и не помышлял. Задумался же он только тогда, когда неожиданно узнал, что всё им созданное на предыдущей работе ему принадлежать не может: это собственность организации.

В связи с этим назрела, наверное, необходимость разобраться, что же такое на самом деле авторское право. Ведь оно касается не только людей умственного труда и творческих профессий, но и разного рода самоделкиных, кулибиных, левшей… Всем нам давно не мешало бы знать, что интеллектуальная собственность является одной из форм частной собственности. Беда только в том, что доказать на неё свои права нелегко даже в суде. Нашу интеллектуальную собственность, что бы она из себя не представляла, можно безнаказанно украсть с любой целью: от желания выглядеть умнее за наш счёт до стремления солидно на этом заработать. Конечно, мы вправе подать в суд за «незаконное использование авторских прав», но сможем ли мы добиться хотя бы чего-нибудь – это вопрос.

И все же, закон чётко разъясняет, что является объектом авторского права, а что нет. Например, авторское право на произведение науки, литературы и искусства «возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения… или соблюдения каких-либо формальностей». Знак охраны прав автора на уже опубликованное произведение состоит из трёх частей: знака © (копирайт), имени обладателя исключительных авторских прав и года первого опубликования произведения. Но при этом, правда, «авторское право не распространяется на материальный объект, в котором произведение выражено».

Кстати, автор обладает правами и на свои «необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме».

А как быть в том случае, если ваш оригинальный творческий продукт создан в стенах организации, в которой вы работаете? Если она государственная, то здесь ещё более или менее понятно. А если это частная структура? Кому он принадлежит: только вам, только работодателю, или обеим сторонам в равной степени?

И в этом случае в законе чётко сказано, что «авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, … принадлежит автору служебного произведения».

Таким образом, закон исходит из презумпции авторства. Но вопрос, как его доказать, до сих пор остаётся открытым: юристы ещё не приобрели необходимый опыт, по крайней мере, в нашем регионе. А нарабатывать его надо, потому что наши мозги — самый дорогой товар. Когда мы это поймём, непременно жить станем лучше.

В тонкостях части III Гражданского Кодекса РФ разбирался Анатолий АКСЁНОВ

апрель 2007 года