Хорошее слово «звезда» в последние годы как-то слишком уж затаскали. Причем совершенно не в том нормальном, натуральном смысле, которое слово заключает, а в придуманном и навязанном нам обозначении некой персональной звездности, в основном экранно-эстрадных героев и див. Между тем слово-то прекрасное, космическое, волшебное, как само небо, на котором светят звезды.

Как чудесно выразил его суть великий наш поэт Михаил Лермонтов, описывая тихую и одновременно величественную ночь: «И звезда с звездою говорит…». Вовсе не случайно именно эти слова стали названием недавно прошедшей в Ставрополе удивительной встречи двух крупнейших творческих союзов края – писателей и художников. Конечно же, никакой искаженной звездности не вкладывалось в это название, наоборот, нам словно попытались вернуть изначальный смысл слова, чтобы через него заглянуть в великую, сокровенную тайну творчества. Ибо каждому творцу светит его волшебная звезда…
Местом проведения конференции «Звезда с звездою говорит» был выбран выставочный зал Союза художников в Ставрополе. И это тоже не случайно. Во-первых, потому, что в эти дни художники Ставрополья отмечают 75-летие творческой организации, а во-вторых, невозможно представить более подходящего помещения для подобной встречи. Только здесь, среди полотен известных мастеров кисти, в окружении запечатленных ими образов и сюжетов, и мог состояться такой многогранный, такой содержательный, такой вдохновенный разговор об искусстве, о предназначении творца. Примечательно, что в этот день к множеству прекрасных картин добавились книги, принесенные мастерами слова. Звучали стихи, посвященные художникам, размышления о роли деятелей культуры, шел обмен взглядами на время и творчество.
Открывая встречу, ее инициатор поэт Екатерина Полумискова передала собравшимся искреннее поздравление председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов, директора Международного литературного фонда, председателя президиума Литературного фонда России И. Переверзина, высоко оценившего работу деятелей культуры Ставрополья в рамках реализации проекта «Объединяющая сила искусства». В самом деле, как не раз потом скажут участники встречи, она стала объединяющим, радостным событием для каждого писателя и художника. Радостным от осознания творческой общности, которую они очень давно не ощущали с такой силой. Эта мысль прозвучала и в приветствии к коллегам председателя краевой писательской организации Александра Куприна, и в выступлении члена правления краевой организации художников Василия Полякова, да и всех, кто обращался к аудитории, заполнившей зал СХ. Удивительным синтезом искусств назвал эту встречу профессор СКФУ доктор филологических наук Вячеслав Головко, напомнив о том, как органично сочетал в себе талант поэта и художника Михаил Лермонтов. Как писал об этом друг Лермонтова Святослав Раевский, «мысль его с одинаковой легкостью воплощается и пером, и кистью». Говоря шире, содружество пера и кисти открывает необычайные перспективы освоения новой художественной выразительности, отметил В. Головко, а содружество муз дает мощный импульс творчеству мастеров.
О том, как дополняют друг друга труды писателя и художника, говорил, основываясь на своем опыте, издатель, главный редактор журнала «Южная звезда» Виктор Кустов:
— Успех издательский часто зависит от взаимодействия писателя и ху-дожника. Несколько лет изобразительная сторона оставалась в издательском деле как бы не очень важной, раз за разом в изданиях повторялись одного «покроя» картинки, фотографии, примитивные коллажи… Между тем интерес к чтению упал отчасти и из-за такого подхода. Гламур мы, слава богу, пережили, поняли, что глянец бездушный никогда не передаст настоящую творческую энергетику. Вот почему, начиная выпуск альманаха «Литературное Ставрополье», мы предложили на его обложку помещать работы наших художников. Традиция закрепилась, читателям нравится. Хотелось бы, чтобы такое содружество в оформлении изданий ширилось.
С ним согласен главный редактор «Литературного Ставрополья» поэт и прозаик Владимир Бутенко:
— Да, мы убедились в несомненной выразительности размещения на обложке каждого номера альманаха произведений наших замечательных друзей-художников – Гречишкина, Соколенко, Паршина, Кузнецова, Полякова, Грибачева… Все, чьи картины у нас публикуются, здорово «работают» на журнал, ведь читатель начинает знакомство с номером, именно отталкиваясь от визуальных впечатлений. А уже потом окунается в мир слова, мир образов, созданных писателем. Бывая в других городах, куда мы идем прежде всего? В художественные музеи. Третьяковская галерея, Лувр, галерея Уффици, Дрезденская галерея, Русский музей, Эрмитаж – это ни с чем не сравнимое наполнение души. Но и художники вдохновляются произведениями Чехова, Толстого, Достоевского, Бунина… А сколько замечательных рассказов, романов написано о художниках, их картинах, судьбах! Гоголевский «Портрет», «Портрет Дориана Грея», «Три портрета» Тургенева… Мне всегда интересно общаться с художниками, мы ведь связаны одним временем, одной ставропольской землей.
Немало сокровенного, искреннего вызвала встреча у каждого из участников. Преподаватель кафедры дизайна Ставропольского филиала Московского гуманитарного института им.  Шолохова Александр Гайденко признавался в том, чем стал для него в творческой работе образ шолоховского Тихого Дона. Да и сам художник родился в селе Донская Балка, основанном донскими казаками. А жизнь шолоховских героев близка ему еще и потому, что родители были такими же колхозниками, как в «Поднятой целине, и в родном их селе был свой «дед Щукарь»… Член Союза журналистов РФ, заместитель председателя краевого совета ветеранов Николай Марьевский вспоминал стихи ставропольского поэта Владимира Гнеушева «Сирень в провинциальном городке» и висящую в его доме картину Павла Гречишкина, запечатлевшую окраинный уголок города с кустом цветущей сирени. Для него, как, наверное, для многих из нас, и картина, и стихи вместе, дополняя друг друга, открывают чудный мир, полный теплой, живой отрады. А вот о березах никто не сказал лучше Александра Екимцева:

Я счастлив тем, что здесь я рос,
И то мне сердце радует,
Что милый свет родных берез
На всю планету падает…

Прозаик Илья Илиади, много лет отдав потребкооперации, оказывается, в молодости был художником, потому, наверное, не случайно жизнь до сих пор часто сводит его с художниками. А со скульптором Николаем Санжаровым они вместе работали над памятником губернатору Никифораки, установленному у железнодорожного вокзала Ставрополя. Потому, как никто, знает он, что дружба творческая – большое дело. Сегодня И. Илиади как член Общественного совета СКФО часто бывает в соседних республиках, участвуя в объединении творческих людей Кавказа, воочию убеждается, как повсюду на Кавказе ценят русское слово, как уважают писателей и художников.
Вспомнили на вечере лирические строки недавно ушедшей от нас Ва-лентины Слядневой. Она так хотела поучаствовать в этом событии, но, увы, не успела. Зато ее стихи так тонко и точно выразили прочную связь двух муз:

Если б когда-нибудь стать я могла живописцем,
То научилась бы временем повелевать,
Я на деревьях моих сохранила бы листья,
Солнечный зайчик на стенке сумела б поймать.
Если б далась мне палитры волшебная лира,
Я бы твой облик могла без конца рисовать,
Чтобы влюбились в тебя все красавицы мира,
Чтобы веками могла тебя к ним ревновать…

Ярким свидетельством нередкого соединения муз в одном творце можно назвать творчество другой нашей землячки, врача по профессии Татьяны Третьяковой-Сухановой, поэта-лирика и одновременно художника-графика, автора двух персональных альбомов, дипломанта Всероссийского конкурса «Хрустальная роза Виктора Розова».
Трогательные и восторженные стихи о судьбе поэта-художника читали Ян Бернард, журналист, автор документальных фильмов Владимир Яковлев. О неразрывной связи литературы и живописи говорил прозаик, издатель, оформитель Иван Аксенов из Новопавловска:
— Художник и писатель – братья по искусству. Они воспитывают художественный вкус, пользуясь разными средствами выражения, открывают людям красоту мира. Ведь, чего греха таить, большинство эту красоту как бы не замечает в суете забот. Писатель же вроде бы обыкновенными словами может передать необыкновенную красоту природы, пение птиц, шелест дерев, аромат трав… А художник так отразит это на холсте, что мы словно слышим этих оживших птиц, шелест этих дерев… Я себя художником не считаю, но мне довелось много работать карандашом, красками, учился видеть красоту по картинам известных мастеров. Согласитесь, часто, восхищаясь закатом, говорят: посмотри, прямо как у Рокуэлла Кента… А поле маков – как у Клода Моне. А весна – как у Саврасова… А какими самодостаточными могут быть иллюстрации к литературным произведениям: изумительные гравюры создал Гюстав Доре к «Дон Кихоту» Сервантеса, «Божественной комедии» Данте, насколько богаче они делают литературную «основу». Я иллюстрировал как мог свои и чужие книги, не менее 150. Профессионалы могут усмехнуться этим моим опытам. Но мне это помогает в литературной работе.
Поэт из Новопавловска Олег Воропаев замечательно точно, умно, проникновенно отразил тему созвучия образов и идей в творчестве художников и литераторов языком… романса, исполненного под гитару. Тамара Лангуева из Невинномысска представила свои художественные опыты рядом с собственными стихотворными дополнениями. Хотя официально и назвали эту встречу конференцией, она счастливо избежала обыденных «проблемных» тем, хотя уж проблем-то в творчестве хватает с избытком. Всем участникам просто хотелось подарить друг другу минуты радостного творческого узнавания, поделиться счастьем просто жить и творить. И у них это замечательно получилось. Как сказал потом каждый: давайте встречаться чаще!
Наталья БЫКОВА

Газета «Ставропольская правда», 15 октября 2013 года